20 мая 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Петровича Маресьева – легендарного лётчика, Героя Советского Союза, выдающегося патриота России. С легкой руки писателя Бориса Полевого, написавшего повесть о жизни и подвиге А.П. Маресьева, он вошел в народное сознание, как эталон "Настоящего человека" и под этим высоким званием оказался навеки вписанным в нашу историю.
Хорошо помню, как сам в школьные годы, подобно многим моим сверстникам, зачитывался "Повестью о настоящем человеке", мысленно переживая вместе с героем все драматические этапы его эпопеи. Бывают подвиги короткие, как вспышка, связанные с каким-то разовым волевым усилием, с некоей "высшей точкой" героизма. А вот особенность совершенного Алексеем Маресьевым, в том, что тут не определишь, где, собственно, "высшая точка" подвига. То, что он после гибели своего самолета 18 суток, двигаясь по валдайским лесам ползком, с раздробленными ногами, пробирался к своим, уже само по себе было подвигом. Но еще более поразительно то, что после ампутации двух ног, Маресьев не сдался, не сломался, а совершил невероятное: преодолев массу медицинских и административных барьеров, сумел вернуться в летный строй. Восхищают и боевые свершения Маресьева. До случившейся трагедии он сумел сбить 4 вражеских самолета, а, совершая вылеты с ножными протезами, добавил к боевому счету еще 7 сбитых фашистских стервятников. Самые яркие эпизоды случились в июле 1943 года, в дни знаменитой Курской битвы, когда безногий летчик в первом же после возвращения в строй бою сбил "Юнкерс-87", а через несколько дней уничтожил 2 новейших немецких "Фоккевульфа-190". Официально именно за эти боевые победы А.П. Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза. Но в лучах этой Золотой звезды, конечно, отразилось все, что "Настоящим человеком" было пройдено до этого!
Маресьев – тот самый случай, когда можно по праву говорить: вся жизнь – подвиг. Тем более, что и после войны он еще долгие годы приносил огромную пользу нашим ВВС, занимаясь обучением молодых летчиков. А с 1956 года, когда был образован Советский (ставший позднее Российским) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Алексей Маресьев возглавлял его. Он был на этом общественном (но по-своему тоже боевом) посту до последнего дня своей жизни.
Меня лично всегда поражала удивительная скромность Алексея Петровича. Запомнилась фраза, сказанная им в одном из интервью: "Я не из легенды, я из жизни". И еще рассуждения о том, как неправилен журналистский штамп про то, что бойцы на фронте, мол, сражались с врагом, "не жалея жизни". "Мы – не фанатики какие-то, чтоб жизни не жалеть, – пояснял он. – Тут – другое! Родина, ее свобода, благополучие близких людей были превыше всего! И во имя этого фронтовики принимали муки испытаний, были готовы к самопожертвованию. Но еще больше нам хотелось выжить для того, чтобы продолжать сражаться и победить врага!".
Маресьевский дух жив и сегодня. Мы это видим, в частности, на примере наших замечательных воинов, выполняющих боевые задачи в Сирии. И погибшего там пилота Су-24 Олега Пешкова, и спецназовца Александра Прохоренко, осуществлявшего наводку нашей авиации на цели террористических группировок в районе Пальмиры, и выжившего штурмана Су-24 Константина Мурахтина, которому довелось по территории, контролируемой бандитами, выбираться к своим, и Александра Позынича, героически погибшего в Сирии в ходе выполнения боевого задания по спасению российских летчиков сбитого турецкими ВВС Су-24, – всех их по праву можно назвать наследниками Маресьева.
В то же время 100-летний юбилей Маресьева побуждает задуматься: а достаточно ли хорошо пропагандируется подвиг уникального героя в нашем обществе сегодня? Разве не печально, что из-за чехарды с образовательными стандартами "Повесть о настоящем человеке" не везде попадает в списки литературы, обязательной для изучения в школах? А взять учебники истории. Мне доводилось держать в руках такие, где о Маресьеве (как, впрочем, и о Н. Гастелло, В. Талалихине, А. Матросове и других канонических героях Великой Отечественной) дети не могли прочитать ни строчки. Да и вообще рассказ о великой битве с фашизмом укладывался в несколько абзацев. Очень важно, чтобы такое ущербное беспамятство было в конце концов изжито из нашей системы школьного образования!
Существует кинофильм снятый по повести Б. Полевого. Но, скажите, давно ли кто-то видел его по ТВ? Да и снята эта кинолента аж в 1948 году. Поэтому она, быть может, в чем-то уже неспособна удовлетворить запросы современного (особенно молодого) зрителя. Так, может, настала пора нашим кинематографистам снять новый фильм о Маресьеве, рассказав о подвиге летчика современным киноязыком?
И еще об одном хочется сказать. Очень здорово, что в целом ряде городов есть улицы Маресьева, что есть школы, носящие имя героя. Хорошо, что есть общественные организации и фонды, ставящие целью увековечивание памяти прославленного летчика. Я бы особо отметил созданный на малой родине героя – в г. Камышине Региональный общественный фонд имени А. П. Маресьева. Организаторы его взяли за правило ежегодно вручать Памятный знак "За волю к жизни" тем, кто, превозмогая какие-то увечья и физические ограничения, продолжает жить полноценной жизнью и приносить пользу стране. Хорошее начинание! Но вот, о чем подумалось: а почему бы его не развить, делая то же самое уже не только на региональном, но и на общегосударственном уровне?
Что значат для нас сегодня Маресьев и его подвиг? Это не миф, не красивая легенда. Это само воплощение нашего национального характера. Это великая традиция, присущая россиянам, – никогда не сдаваться. Это вера в нашу способность выстаивать в любых испытаниях, делая даже невозможное возможным. Маресьев – это в сущности один из ярчайших символов непобедимости России. Вот почему мы всегда будем помнить об уникальном герое, чтить, гордиться и брать его в пример.
Текст: Сергей Миронов (председатель партии "Справедливая Россия")
По материалам источников: Российская газета
|